БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Завод будущего, или Строительство на перспективу
Текст: Мария Калинина
 
В 2006-м году в Кемерове предприятие ООО «НефтеХимСервис» (г. Новокузнецк) представило коллегии областной администрации проект строительства Яйского нефтеперерабатывающего завода мощностью до 3 млн тонн. Проект, позволяющий  избавить область от зависимости сторонних поставщиков, получил поддержку губернатора области Амана Тулеева. О проблемах  нефтепереработки в России и строительстве современного нефтеперерабатывающего завода в Кузбассе рассказывает председатель совета директоров ЗАО «Нефтехимсервис» Юрий Кушнеров.
 

 
- Юрий Петрович, всё большее количество экспертов в области нефтепереработки считают, что стране грозит бензиновый кризис. Ваше мнение по этому поводу.
- Опасения эти небезосновательны. В России долгое время просто никто не учитывал, что наступит всплеск потребления моторного топлива. Все нефтеперерабатывающие заводы у нас в стране были построены либо до Второй мировой войны, либо немного позже. После 1966-го года строительство новых НПЗ было перенесено в советские республики. В результате после распада СССР Россия получила самые устаревшие производства. Поэтому сегодня на российских НПЗ оборудование изношено на  70-85%, а уровень выхода светлых нефтепродуктов не превышает 55-65%. Исключениями стали Ачинский НПЗ, введенный в эксплуатацию в 1982-м году, и «Нижнекамскнефтехим», где переработка нефти была организована в 1979-м году.
 
Надо отметить и неравномерную с советских времен  территориальную концентрацию ключевых заводов, плюс отсутствие независимых, конкурентоспособных игроков. Девяносто процентов предприятий нефтеперерабатывающей отрасли приходится на 27 крупных НПЗ. Большинство этих предприятий находится в руках нескольких нефтяных компаний-гигантов. Наибольшая концентрация НПЗ - в Приволжском федеральном округе - 45%, а в Сибирском и Дальневосточном - всего 20%. То есть в одних регионах – избыточное предложение нефтепродуктов, а в других их недостаток.
 
Для сравнения: в США работает, свободно конкурируя между собой, в общей сложности 149 средних и крупных НПЗ различной мощности.
 
- Как обстоят дела в Кузбассе?
- Главными экономическими тенденциями Кузбасса за последние годы стали масштабная модернизация реального сектора экономики и ввод в эксплуатацию новых производственных объектов машиностроительного комплекса, перерабатывающей, сельской промышленности, транспортной инфраструктуры, угольной и энергетической отраслей.
 
Сегодня Кузбасс стабильно потребляет примерно три миллиона тонн нефтепродуктов в год. Потребление растет в среднем на 5-7% ежегодно. Порядка 90-ти процентов готового продукта – привозные, поставляемые с помощью железнодорожного транспорта Омским, Ачинским и Ангарским нефтеперерабатывающими заводами.
 
- То есть строительство нефтеперерабатывающего завода в Кузбассе - веление времени?
- Безусловно. И эта проблема уже давно неоднократно озвучивалась на всех уровнях губернатором Аманом Тулеевым. По его словам, региону необходимо «уходить от зависимости» - от поставок нефтепродуктов из-за его пределов.  Производство дизельного топлива и бензина  практически на месте их потребления позволит исключить транспортную составляющую в цене ГСМ, доля которой сейчас - от 5 до 10%.
 
- Сегодня на российских НПЗ в основном низкий технологический уровень переработки нефти. Ваш комментарий по этому поводу…
- Качество моторного топлива - ещё одна проблема отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Состояние нефтепереработки у нас в России характеризуется глубиной переработки нефти - 70%, тогда как в странах ЕЭС не менее 85%. Ежегодно в России производится порядка 30-ти миллионов тонн бензина, и почти половина по-прежнему приходится на низкооктановый. Потребуется немало времени и капитальных вложений, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки.
 
- Проведите сравнительную характеристику отечественной нефтепереработки и зарубежной.
- Одна из характерных черт современного рынка нефти и нефтепродуктов – постоянное ужесточение международных и государственных стандартов и требований, предъявляемых к допустимым границам определенных физико-химических показателей. В Западной Европе с 2005-го года введены в действие нормы Euro-4 на моторные топлива, а в некоторых странах и нормы Euro-5. В России лишь некоторые НПЗ приступили к выпуску топлив в соответствии с требованиями Euro-3 и Euro-4. Кроме того, в общем объеме вырабатываемых нефтепродуктов доля выхода, например, самой тяжелой фракции мазута у российских компаний составляет 27%, в то время как в США - 5%.
 
- На карте российской нефтепереработки появится стратегически важный производитель в Кузбассе – Яйский нефтеперерабатывающий завод…
- Решение о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода было одобрено коллегией администрации Кемеровской области в октябре 2007-го года. Стоимость проекта порядка – 20 миллиардов рублей.
 
Подчеркну, что мы строим завод не только регионального, но и федерального значения. Поэтому наше предприятие - это не только Кузбасс, Сибирь, а основа для появления в стране нового направления в нефтяной индустрии. В целом строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода территориально вписывается в программу развития топливно-энергетического комплекса, разрабатываемого Правительством РФ. Мощность предприятия составит 3 миллиона тонн нефти в год с глубиной переработки в 85%. Пуск Яйского НПЗ позволит закрыть потребности Кузбасса в дизельном топливе на 80%.
 
Яйский НПЗ расположен в 800 метрах от магистрального нефтепровода Александровское (Томская область) — Анжеро-Судженск — Иркутск. Это обеспечит устойчивую, ритмичную работу нашего предприятия, даст экономию за счет сокращения расходов на транспортировку сырой нефти.
 
Производственная площадка располагается на землях Яйского района в Кемеровской области и находится на расстоянии 100 километров, как от города Томска, так и от города Кемерово. В двух километрах от площадки строительства располагается действующая станция Судженка Западно-­Сибирской железной дороги, на которой будут выполняться все операции по сортировке, приёму и отправке железнодорожных цистерн с товарной продукцией, вырабатываемой на Яйском НПЗ.
 
- Кто генеральный проектировщик Яйского НПЗ?
- Генеральным проектировщиком является ООО «ИКТ СЕРВИС» (город Москва). Это один из ведущих проектных институтов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии. Им разработаны схема генерального плана и технико­экономический расчёт по выбору вариантов развития завода. Проектировщиком предусмотрен замкнутый цикл водопользования и технологии, которые обеспечат отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Сливно-наливные эстакады  будут оснащены уловителями, чтобы исключить любые утечки. Выбраны следующие технологические установки: гидроочистка дизельного топлива, водородная установка, установка замедленного коксования тяжелых остатков, аминовая очистка углеводородного газа и производство серы. Таким образом, высокий уровень технологии производства позволит нам получать как бензин и дизельное топливо, так и дополнительные продукты, например нефтяной кокс. Добавлю, что официальное заключение на строительство завода было выдано «Ростехнадзором» (Российская ассоциация экспертных организаций техногенных объектов повышенной опасности), генеральным директором которого является доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Борис Туманян.
 
- Официальное начало строительства НПЗ состоялось 26­-го-го сентября 2008-го года.  Что станет итогом первого этапа строительства?
- В настоящий момент начато строительство товарно-сырьевого парка тёмных и светлых нефтепродуктов. Заказано технологическое оборудование на атмосферно-вакуумную установку. Начато строительство подъездных и железнодорожных путей. Идёт строительство трансформаторной подстанции 110/10 и линий электропередач.  Строится здание АБК.
 
Вообще реализация проекта рассчитана на три этапа. Первый — этап первичной переработки -должен быть завершен в начале 2011-го года.­ К этому времени предполагается запустить атмосферный и вакуумный блоки. На данной стадии планируется производство дизельного топлива в объёме 40%, мазута – 40% и прямогонного бензина в объёме 40%, который используется в процессе пиролиза на нефтехимических комбинатах как компонент для получения полипропилена. Финансовые вложения на первом этапе – 200 миллионов долларов.
 
На втором этапе строительства ввод дополнительных технологических установок (гидроочистка и установка замедленного коксования) даст возможность получить дизельное топливо, соответствующее стандарту Euro­4, и кокс-сырьё, используемое в алюминиевом  производстве. Предполагаемые затраты – 150 миллионов долларов. На третьем этапе - в 2013-м году - планируем запустить вторичные процессы по переработке, которые позволят улучшить качество бензиновой фракции. В результате мы сможем получить высокооктановый бензин и авиационный керосин. Это самый затратный этап (порядка 300 миллионов долларов).
 
В перспективе нами рассматривается вопрос об увеличении переработки до 5­-ти миллионов тонн. Отмечу, что процесс нефтепереработки — это бесконечный процесс развития.
 
- Налоговые поступления в бюджет района и области существенно возрастут за счёт отчислений Яйского НПЗ. Расскажите о социальной составляющей вашего проекта.
- Яйский НПЗ - это не только высокотехнологичный бизнес-проект, но еще и мощный социально-экономический инструмент. Сегодня на стройке задействовано несколько кузбасских предприятий. То есть для жителей Яйского района и города Анжеро-Судженска появляются дополнительные рабочие места. По сути, в условиях мирового финансового кризиса наша промышленность получила целевые заказы на ближайшие годы. Солидную подпитку получат и местный, и областной бюджеты. По подсчетам экономистов, после выхода завода на проектную мощность в 2012-м году в бюджет области будет поступать дополнительно примерно до 1,5  миллиардов рублей налоговых платежей.
 
- Как обстоят дела со специалистами по нефтепереработке в Кузбассе?
- Их просто нет. Наша программа развития предусматривает переобучение специалистов Анжеро-Сужденска и Яйского районов и привлечение технических специалистов с  НПЗ  других регионов.
 
- На рынке Кузбасса работают и другие поставщики нефтепродуктов. Можете ли вы предсказать их реакцию на этот процесс?
- Мы не собираемся ломать рынок, а планируем создать здоровую конкурентную среду в регионе. К тому же не надо забывать, что географическое положение завода позволит нам выйти на рынок Томской области и Алтайского края.
 
- Повлиял ли на строительство завода мировой кризис?
- Разумеется. Кризис повлиял на всех, в том числе и на наш проект. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию и отсутствие кредитных ресурсов, финансово-инвестиционная программа 2009-го года в сумме 5 миллиардов рублей осуществляется за счёт средств акционеров ЗАО «Нефтехимсервис».
 
- Юрий Петрович, в июне этого года  вы приняли участие в тринадцатом международном экономическом форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге. В работе форума участвовали делегаты мировой политической и бизнес-элиты, где обсуждались вопросы стратегии выхода из мирового финансово-экономического кризиса. Назовите основные аспекты работы форума.
- Нынешний форум проходил в условиях, когда власти и бизнес всех стран искали выход из мирового финансового кризиса, и эта тема, безусловно, стала ключевой. В этом году форум фактически стал мостиком между дискуссиями, прошедшими на Лондонском саммите большой двадцатки, и обсуждениями на встрече стран большой восьмерки. Сегодня события в мире развиваются настолько стремительно, что лидерам государств и корпораций, ответственным за принятие решений, необходима постоянная «сверка часов». Были проведены двусторонние бизнес-диалоги: Россия-ЕС, Россия-Арабский мир, Россия-США. Важным событием стал круглый стол с представителями деловых кругов стран СНГ, с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова, где обсуждались вопросы экономической интеграции, формирование Таможенного союза, реализация совместных инфраструктурных проектов, сотрудничество стран СНГ в преодолении кризиса.
Участники форума также обсудили новые подходы к пониманию будущего международных финансовых институтов, перспективы развития банковского сектора, эффективность предпринимаемых правительствами мер и другие не менее значимые темы. Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных нетривиальных решений. Президент России выразил заинтересованность и надежду на сближение стран-участниц форума в условиях новых форм экономических процессов и более полное понимание того, насколько достаточными являются меры поддержания национальных экономик.
 
- В сентябре отмечается День работников нефтяной и газовой промышленности. Что бы вы  пожелали нефтяникам России и Кузбасса?
- День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности перестает быть узкопрофессиональным праздником, постепенно превращаясь в мероприятие общенационального масштаба. И этому есть логическое объяснение: топливная отрасль является локомотивом экономического развития нашего государства. Во многом благодаря именно объемам нефтегазовой добычи наполняется государственная и региональная казна. А это зарплаты бюджетникам, средства на целевые национальные программы, перевооружение армии и флота. Нефть и газ дают тепло и свет нашим домам, двигают наши автомобили и направляют валютный поток в сторону России. Глубокого уважения достоин труд людей, посвятивших свою жизнь нелегкому, но благородному занятию. День нефтяника - это праздник мастеров своего дела. Желаю всем нефтяникам удачи и больших побед!
 
Выноска
«Как отметил Аман Тулеев, Яйский НПЗ соответствует самым жестким современным экологическим нормам и стандартам. Выбросов вредных веществ в атмосферу здесь будет в разы меньше, чем на ныне действующих предприятиях, за счет безотходных технологий и высокоэффективного фильтровального оборудования. При этом качество продукции Яйского НПЗ будет на уровне европейских стандартов».
 
Выноска
«По оценке губернатора Амана Тулеева, Яйский НПЗ - «это прорывной проект в развитии одной из самых молодых в Кузбассе отраслей - нефтеперерабатывающей промышленности. Пуск Яйского НПЗ позволит на 80% от сегодняшней потребности обеспечить Кузбасс дизельным топливом собственного производства». 


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA