БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Эффективность деятельности службы безопасности предприятия
Информация для размышления собственникам
 
В настоящее время многие предприятия, как крупные, так и не очень, создали или думают создавать собственные службы безопасности. Кто-то идет по проторенному пути, приглашая специалистов, работавших ранее в подобных структурах, кто-то делает самостоятельные попытки. У всех получается по-разному, но в общем – всё однотипно и однобоко. Иногда собственники и менеджеры предприятий не до конца понимают организационную целесообразность деятельности служб безопасности. И при создании подобных структур ориентируются не на уникальность своего предприятия, а на сложившиеся стереотипы. Многих собственников также волнуют вопросы наличия службы безопасности с точки зрения имиджа, в ущерб экономической целесообразности. Предлагаем рассмотреть ряд вопросов, достойных внимания при организации работы подобных подразделений:
 
На предприятиях бюджетной сферы, промышленности или банковского сектора (назовем их для краткости объектами) существует или должна существовать некая служба безопасности, осуществляющая контрольные функции за соблюдением персоналом объекта мер режимной безопасности. Кроме того, на многих объектах имеются ещё и подразделения экономической безопасности. В чём же заключается выполнение их  контрольных функций? Для начала теоретически разграничим режим и экономическую безопасность на самостоятельные структурные подразделения объекта.
 
I. Отдел или управление режима - включают в себя обеспечение функций охраны объекта посредством привлечения частных охранных предприятий (далее – ЧОП) и контроль над их деятельностью.
 
В большинстве случаев вышеуказанные структуры применительно к крупным объектам, где имеются в наличии свои, «карманные», ЧОПы, осуществляют:
- разработку локальных нормативных актов, касающихся контрольно-пропускного, внутриобъектового режимов, и контроль их деятельности посредством сбора информации с контрольно-пропускных пунктов (КПП);
- анализ этой информации посредством просмотра товарных документов с видеоинформацией, полученной с КПП. Контроль над исполнением требований локальных нормативных актов в части внутриобъектового режима - в большинстве случаев представляет собой обход работниками режимной безопасности (охранниками) территории объекта;
- выдача предписаний на устранение выявленных нарушений режима ответственным лицам; 
- проверка работы охранников, несущих круглосуточную службу на постах.
 
II. Экономическая безопасность – это подразделение, отвечающее за контроль перемещения товарно-материальных ценностей как по территории объекта, так и за его пределами. Вышеуказанный контроль осуществляется преимущественно следующими методами.
 
1. Сбор той же информации, что обеспечивает служба режима; её анализ посредством проведения инвентаризаций и снятия остатков на складах. Несмотря на примитивность подобного метода контроля, он может быть довольно эффективным при условии систематического применения.
 
2. С профилактикой хищений дело обстоит немного сложнее, так как она осуществляется, где и как придётся, в основном на свой страх и риск. Это связано с тем, что служба экономической безопасности объекта не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и проводить оперативно-розыскные мероприятия ей запрещено законом. Кроме того, в большинстве случаев у службы экономической безопасности нет официального доступа к бухгалтерским документам. Бухгалтерия – святая святых любого руководителя. Делегировать контрольные полномочия в ее отношении службе безопасности решаются далеко не все руководители и собственники объектов.  Получается не очень рационально. Экономическая безопасность, должная стоять на страже активов собственника, им же самим и ограничивается в контрольных полномочиях. Наверное, стоит подумать, кто же тогда должен иметь высшую степень доверия собственника - начальник безопасности или главбух? Во многих случаях отсутствие специалистов в самой службе безопасности, способных работать с бухгалтерией на должном уровне, также является причиной неэффективного контроля.
 
Думается, что многие руководители столкнулись с конфликтными ситуациями, возникающими между бухгалтерией и работниками экономической безопасности на своих объектах, и именно управленцам приходилось выступать в роли арбитров. Но это в том случае, если руководитель относится с уважением к безопасности и понимает, для чего запрашиваются документы. А если управленец сам заинтересован в обратном, тогда, наверное, экономическая безопасность ему нужна для балласта.
 
3. Проверка контрагентов на стадии заключения договоров. Здесь тоже есть над чем подумать. Контрагенту вполне достаточно подписи в договоре уполномоченного лица,  лист согласования его мало интересует.
 
4. Проверка ценовой политики контрагентов посредством составления конкурентных листов. В данном случае – это некий маленький тендер. Вот где простор для должностного подкупа! Сотрудники объекта, в чьем ведении находятся вопросы снабжения и обслуживания, лютой ненавистью ненавидят службу экономической безопасности, когда она добросовестно позиционирует себя и честно пытается избавить собственника от лишних расходов. Многим руководителям знакома ситуация, когда снабженцы, а иногда и технологи, возможно, находящиеся с ними в сговоре, с пеной у рта доказывают, что «тупые держиморды» из безопасности пытаются поставить под угрозу производственный процесс и лезут не в свое дело. Однако на многих крупных предприятиях можно столько сэкономить на откатах и лишних расходах на обслуживание производства, что бюджет экономической безопасности оправдается на пятилетку вперед.
 
Первой проблемой, от которой и исходят все беды, является отсутствие прямого контакта руководителя службы безопасности с владельцем бизнеса. Это обусловлено тем, что очень часто директором объекта является наёмный менеджер, у которого есть самый непосредственный  контакт с собственником. Нередко между директором и руководителем службы безопасности случается, мягко говоря, непонимание. Причина этого в том, что директор предприятия иногда сам опосредованно участвует в различных  «схемах», и, естественно, ему не нужны чужие глаза и уши. Ситуацию усугубляет то, что руководитель службы безопасности де-юре подчиняется директору объекта и зависит от него в кадровых, финансовых и организационных вопросах. Отсюда бывает и большая текучка кадров в службах безопасности.
 
Парадоксально, но владелец бизнеса общается с кем угодно, слушает, кого угодно (платит большие деньги сторонним организациям и физическим лицам за решение тех или иных производственных проблем - как правило, искусственно созданных этими же людьми), только не свою службу безопасности. И вводит в курс дела иногда случайных людей, создавая тем самым благоприятные ситуации для рейдерского захвата и прочих неприятностей.
 
Вторая проблема – это кадры. Как правило, в службах безопасности работают пенсионеры или бывшие работники силовых структур. Среднестатистический начальник СБ – некий полковник из МВД, ФСБ или юстиции, подорвавший физическое и психическое здоровье за годы службы Родине и в основном желающий спокойной и сытой жизни в пенсионный период. Багаж знаний, приобретенный им во время службы в вышеуказанных структурах, бывает очень значимым, но стереотипы и профессиональная деформация зачастую сильно мешают трудовой деятельности на гражданском поприще. Кроме того, для плодотворной работы в подразделениях экономической безопасности необходимы юридическое и экономическое образование, опыт работы в этих отраслях. Поэтому у многих руководителей объектов складывается мнение о профессиональной несостоятельности работников службы безопасности, если те своевременно не заботятся о повышении соответствующей квалификации. Хотя на самом деле какой-нибудь бывший опер, способный работать вдумчиво и кропотливо, но не приученный пускать пыль в глаза начальству, может сработать лучше целого юротдела.
Третья проблема состоит в том, что владелец бизнеса создаёт службу безопасности, не зная, что с ней делать, и создаёт именно потому, что у коллег по цеху есть такие службы и ему отстать ну никак нельзя, «по протоколу положено». Работают в указанной службе сотрудники физической защиты. Они носят портфели, мобильные телефоны, бегают в магазин и т.д., то есть занимаются всем, чем угодно, только не физической защитой своих подопечных. Подобное отношение бывает и к экономической безопасности.
 
В связи со сказанным, для повышения эффективности организации служб безопасности предлагается следующая схема.
 
Необходимо создавать не службы безопасности, а службы внутреннего контроля, в состав которых включать:
 
- отдел аудита; его основная функция – постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности объекта;
 
- отдел профилактики хищений; его основная функция – контроль над соблюдением контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов;
 
- служба режима и технического контроля; ее основная функция – контроль и техническое обслуживание всех систем видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации; контроль над исполнением работниками объекта требований локальных нормативных актов в части режима, как контрольно-пропускного, так и внутриобъектового;
 
- подразделение, выполняющее функцию внешней разведки; его задача – сбор информации о конкурентах, бенчмаркинг, рекрутинг; постоянный мониторинг рынка для своевременного реагирования на действия рейдеров.
 
Теперь обратимся к проблеме недоверия к самой службе безопасности.
 
Избежать или, по крайней мере, минимизировать возможность участия работников безопасности в откатных схемах, в принципе, реально. Для этого вам понадобится толковый руководитель, который подберет соответствующие кадры и организует деятельность посредством разработки внутренних нормативных актов в области безопасности объекта. Он же должен входить в состав рабочих групп по созданию внутренних нормативных актов, касающихся жизнедеятельности объекта, и отладить документооборот на объекте. Благодаря четкому и понятному документообороту, деятельность объекта и конкретно службы внутреннего контроля становится прозрачной, и совершить подлог значительно труднее. Кроме того, все сотрудники службы внутреннего контроля должны работать в ротации, т.е. их нужно часто менять местами, причём без предупреждения. И ещё обязательно необходим двухпоточный метод контроля. Руководству передаётся информация из отделов, согласно внутренним регламентам, и она не проверяется. Вместе с этой же информацией служба внутреннего контроля подаёт свои отчеты о проведенных проверках. Две информации сверяются, и при расхождениях проводится внутренний аудит. Это потребует немного больше времени и бумаги, но цель оправдывает средства. Причем подобную работу можно проводить не постоянно, а время от времени. Сотрудников это в любом случае дисциплинирует, поскольку никто не знает, будут ли проверяться данные отчёты или нет.
 
Служба внутреннего контроля должна быть за штатом предприятия, т.е. по подобию ЧОПа, только по договору аутсорсинга. Это исключит давление директора объекта на руководителя службы внутреннего контроля и снизит себестоимость указанной службы ввиду того, что договорные отношения относятся на затраты и снижается фонд оплаты труда на объекте в целом.
 
Владельцу бизнеса необходимо больше общаться с руководителем службы внутреннего контроля и стараться избегать общения со сторонними «специалистами», неустанно предлагающими свои услуги собственникам и управленцам успешных предприятий. Их цель всегда – дискредитировать эффективность работы структур компании и убедить руководство, что они все сделают намного лучше - только обратись.
 
В заключение хочется предостеречь, в первую очередь, собственников: безопасность – это не та структура, в которой можно проводить частые реорганизации и ротацию кадров. Дееспособная система безопасности - отрасль столь же интеллектуально емкая, как и само производство.


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA