БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Время удалять камни
Текст: Елена Шеменева
 
По данным специалистов, в рейтинге урологических заболеваний бесспорное лидерство сегодня принадлежит мочекаменной болезни (МКБ). (Среди наиболее распространенных болезней почек, требующих хирургического лечения, на долю МКБ приходится 60%). Следом идут воспалительные заболевания мочеполовой системы, онкоурология и доброкачественная гиперплазия (аденома) предстательной железы, которой страдают 50% мужчин старше 50 лет и 75% мужчин старше 70 лет.
 
Надо заметить, что, несмотря на давность мочекаменной болезни, единой концепции ее возникновения нет до сих пор. МКБ является многофакторным заболеванием. Среди внешних причин, вызывающих это заболевание, указываются неблагоприятные социально­экономические условия, отрицательное воздействие окружающей среды, природные факторы (холод, перепады температур), состав воды, погрешности в питании, гиподинамия, стрессы, что позволяет многим ученым называть МКБ болезнью цивилизации. В ряду других причин следует также рассматривать нарушения обмена веществ, заболевания желудочно­кишечного тракта, анатомические особенности организма (мочеполовой системы), врожденные аномалии, инфекции мочевых путей и прочее.
 
Как правило, мочекаменная болезнь заявляет о себе болью и чувством тяжести в пояснице, чуть выше и сбоку от крестца. Чаще болит с одной стороны. В зависимости от местоположения камня боль может отдавать в паховую область, солнечное сплетение. Иногда в моче появляется примесь крови. Пациент жалуется на слабость, повышенную утомляемость. Наличие хотя бы одного из указанных симптомов требует срочного обращения к урологу. При бездействии или самолечении будет трудно избежать осложнений, способных привести к инвалидизации и даже летальному исходу. Так, за почечной коликой (лучше ее не дожидаться!), которая по болевым ощущениям напоминает родовые схватки и нередко сопровождается тошнотой, рвотой, учащенным мочеиспусканием, может последовать пиелонефрит — воспаление почечной ткани. Для первичного острого пиелонефрита характерны озноб, высокая температура тела, повышенное потоотделение, головные, мышечные боли, боли в поясничной области и подреберье. Именно пиелонефрит способен привести к потере почки.
 
«Если не принять меры, протекание мочекаменной болезни действительно может осложнить инфекция, — поясняет Олег Громов, кандидат медицинских наук, врач­уролог высшей категории, заведующий отделением эндоурологии, литотрипсии и андрологии ООО «Медицинский клуб». — В результате воспалительного процесса почка до поры до времени раздувается, как футбольная камера. Затем в этой почке нарушается кровообращение, и со временем она атрофируется. То есть сначала человек чувствует боль, но терпит ее из последних сил и не обращается к специалистам. И вот порог терпимости преодолен, боль (на самом деле, это наш верный сторожевой пес, подающий тревожные сигналы) исчезла, и человек успокаивается, ему кажется, что все прекрасно. А на самом деле процесс принял нежелательный оборот. В почке произошла катастрофа, все нервные окончания вымерли, и болеть там нечему. По сути, от почки уже ничего не осталось». 
 
Этот компетентный комментарий — исчерпывающий в своей основе, поскольку речь идет о сохранении здоровья и спасении человеческой жизни. Но первый наш вопрос хирургу­урологу вполне закономерен.
 
 — Олег Владимирович, согласитесь, что любым человеком, подозревающим, что у него мочекаменная болезнь, управляет страх. Причем первичен именно страх перед визитом к врачу. Больной ведь прекрасно понимает, что МКБ — это хирургическое заболевание и без операции, скорее всего, не обойтись…
— Мочекаменная болезнь — это действительно хирургическая патология. Консервативная камнеизгоняющая терапия эффективна только при наличии у больного совсем мелких камешков (менее 5­6 миллиметров). Но ведь медицина не стоит на месте. К счастью, сегодня мы располагаем уникальным новейшим оборудованием и можем предложить прогрессивные методы лечения, позволяющие в большинстве случаев избежать открытых и травматичных операций. Как видите, у нас есть что противопоставить страху пациента… 
 
— Тогда давайте поговорим об этих гуманных медицинских технологиях. В чем суть используемых вами современных методов лечения мочекаменной болезни?
— При мочекаменной болезни мы применяем многофункциональный комплекс для дистанционной ударно­волновой литотрипсии. Дистанционная литотрипсия (ДЛТ) — это эффективный метод бесконтактного разрушения камней в почках и мочеточниках. Аппарат для дробления камней — литотриптор — имеет электромагнитный генератор для формирования ударной волны и системы наведения на камень. Ультразвуковая и рентгеновская системы позволяют получить полное представление о состоянии мочевой системы, добиться точной фокусировки ударной волны на камне и осуществлять контроль над процессом. Под действием ударной волны камень разрушается на мелкие фрагменты, которые безболезненно выходят через естественные мочевые пути. При этом воздействие электромагнитных импульсов (а их может быть выполнено до 4 тысяч) на окружающие ткани — минимально.
 
То есть дистанционная литотрипсия — это щадящий метод, который подходит для больных всех возрастов. Малотравматичные технологии мы применяем уже больше 10 лет, и за это время нашими пациентами становились и 4­5­летние дети (даже был ребенок в возрасте 1 года 8 месяцев), и пожилые люди старше 70 лет. Противопоказаний к ДЛТ совсем немного. Среди них — резко сниженная функция почки, беременность, нарушение свертываемости крови, превосходящие допустимые пределы рост и вес больного, некоторые другие причины. А вообще, еще раз хотелось бы подчеркнуть: чем раньше пациент обратится за консультацией к урологу, тем больше шансов, что будут выявлены именно небольшие камни, которые можно удалить неоперативным способом, без каких­либо осложнений.

— Олег Владимирович, а чем тогда можете помочь пациентам, у которых, например,  камень больших размеров застрял в мочеточнике и функция почки нарушена?
— В случае, когда камень больше полутора сантиметров, и, например, произошла закупорка мочеточника, а функция почки при этом, естественно, резко снижена, — мы применяем контактную литотрипсию. Через естественные мочевые пути вводим эндоскоп (устройство с осветителями и оптической системой), затем подводим к камню зонд контактного литотриптора — ультразвукового или пневматического — и измельчаем этот камень. Его осколки удаляем непосредственно во время процедуры.
 
Нередко бывает, что камень очень больших размеров — как правило, коралловидный — занимает собой всю чашечно­лоханочную систему пораженной почки. Тогда мы под контролем УЗИ и рентгена с ювелирной точностью делаем прокол кожи над почкой, расширяем это пространство инструментами, вводим эндоскоп, с помощью широкого ультразвукового литотриптора дробим камень и эвакуируем его частицы через этот же зонд.
 
Надо сказать, что благодаря диагностическому методу ультразвуковой допплерографии мы имеем возможность видеть мельчайшие сосуды почки в цветном изображении, производить оценку их состояния, выявлять нарушения кровотока и уточнять стадию патологического процесса, что позволяет качественно выполнять все хирургические процедуры.
 
— Какие еще распространенные урологические заболевания лечатся с помощью эндоскопических методов?
— Примерно в 40% случаев мы используем эту современную аппаратуру при лечении таких заболеваний и аномалий, как блуждающая почка, опущение почки, опухоли мочевого пузыря, аденома предстательной железы, и других патологиях. Часто применяем эндоскопические методы при восстановлении суженного участка (стриктуры) мочеточника или мочеиспускательного канала. Как правило, стриктура является следствием спаечного процесса после перенесенного воспалительного заболевания или открытого хирургического вмешательства. С помощью специальной конструкции — стента — мы расширяем участок, суженный в результате патологического процесса.
 
Не надо забывать, что на базе первой горбольницы есть два мощных отделения — экстренной и плановой урологии, — с которыми мы тесно сотрудничаем. Коллеги направляют к нам больных на консультацию, для уточнения диагноза, а также в том случае, когда у пациента острая задержка мочеиспускания, масса сопутствующих заболеваний и требуется выполнить более щадящую — эндоскопическую — операцию.
 
Сегодня уже не являются противопоказаниями к операции по удалению аденомы предстательной железы у пожилых мужчин сахарный диабет, перенесенный инсульт, гипертоническая болезнь, сердечно­сосудистые патологии. Раньше при проведении полостных операций у таких больных существовал большой риск образования мелких тромбов и как следствие — внезапной смерти. Послеоперационный период сопровождался кровотечениями, что также часто приводило к летальному исходу. Эндоскопическая операция, которая к тому же выполняется без общего наркоза, позволяет свести все осложнения к нулю.
 
Наши пациенты легко реабилитируются — встают уже в первые сутки или на следующий день после процедуры, могут принимать пищу и ухаживать за собой.
 
— Случается ли вам переходить от эндоскопической хирургии к незапланированной полостной операции?
— Конечно. Мы всегда предупреждаем пациентов, что любая эндоскопическая операция или дистанционная литотрипсия в конце концов может перейти в открытую операцию. Здесь многое зависит от анатомических особенностей организма, от того, как далеко зашел патологический процесс.
Итак, с помощью УЗИ и эндоскопа мы осматриваем опухоль, определяем, доброкачественная она или злокачественная, на какой стадии находится патологический процесс, и в зависимости от ситуации выполняем эндоскопическую процедуру или более радикальную операцию.
 
Сегодня в нашем арсенале, как я уже говорил, прекрасные диагностические методики. Так, перед осмотром опухоли мы вводим в мочевой пузырь специальный реактив, и измененные участки при наведении на них ксеноновых осветителей окрашиваются контрастным цветом. Если в синем цвете нормальная слизистая будет выделяться этим же, но более бледным цветом, то опухоль и все ее самые мелкие отсевы высветятся ярко­красным или малиновым цветом. Когда злокачественная опухоль проросла в мышечный слой, затронула лимфатические сосуды (то есть имеются метастазы), понятно, что надо делать открытую операцию. При этом будем стараться убирать опухоль так, чтобы не обсеменить близлежащую зону. При поверхностной опухоли, естественно, выберем эндоскопическую процедуру. Таким образом, первоначальное эндоскопическое обследование у нас плавно переходит в ту или иную операцию.
 
Как видите, возможности современных приборов и методов лечения заболеваний почек велики, но лучше не доводить дело до крайности. Все­таки на кону самое ценное — жизнь.  Давайте предупреждать появление болезни, а если уж  лечиться — то своевременно.


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA