БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Расширение Москвы: от идеи к реализации
Действительно, жизнь в Москве осложнена многими проблемами, в том числе пробками на дорогах, переполненностью общественного транспорта, высокой стоимостью различных услуг и низким уровнем безопасности (наибольшее количество терактов после Северного Кавказа происходит и планируется именно в столице). В международных рейтингах городов Москва занимает ведущие позиции только по стоимости жизни, по многим другим показателям она сравнима с городами Индии и стран Латинской Америки. На решение части из этих проблем, а также на развитие города в качестве мирового финансового центра и был направлен проект расширения территории Москвы в 2,4 раза, реализация которого началась в прошлом году.
 
Этот проект критично встретили эксперты в сфере градостроительной и региональной политики. Обсуждались различные недостатки: от огромных затрат на присоединение до неудовлетворительного снабжения новых территорий водой и отсутствия водохранилищ. Большинство комментаторов выказали недовольство особенно тем, что решение, какие конкретно территории присоединять к Москве, было принято слишком поспешно, без тщательной проработки и обсуждения с экспертным сообществом. Выражались мнения, что этот проект нежизнеспособен и будет либо вообще отменён, либо его непосредственная реализация утонет в бюрократической волоките или будет существенно замедлена из-за отсутствия необходимых средств.
 
Расширение, как оно осуществляется сейчас, иногда сравнивается критиками с колонизацией: в нынешних границах Москва уже малопригодна для нормальной жизни, а значит, надо осваивать новые территории. Такой подход, конечно, не может быть устойчивым: через какое-то время новые территории также приобретут все московские недостатки, и потребуется расширяться снова. Те же критики указывали на то, что более подходящей является идея, высказанная Дмитрием Медведевым в июне 2011 г. вместе с предложением о расширении, - создание «столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы». Реализация этой идеи могла бы обеспечить эффективную координацию деятельности властей столицы и Подмосковья, что позволило бы развивать оба региона. Причем роль полномочного представителя президента в этом округе была бы значительной (на данную должность прочили нынешнего мэра Москвы). Теперь, когда во главе указанных субъектов стоят две сильные фигуры федерального масштаба - Сергей Собянин и Сергей Шойгу, маловероятно, что такие планы могут осуществиться. Более того, судя по заявлениям нового губернатора Подмосковья, он не очень охотно поддерживает расширение. На прямой вопрос журналиста, считает ли он, что расширение может быть отменено, губернатор Шойгу не ответил, а сказал, что и в Москве, и в области есть множество людей, не согласных с этими изменениями.
 
Несмотря на различные взгляды и критику, юридическое оформление процесса расширения происходит достаточно активно. В соответствии с решением Совета Федерации, принятым в конце 2011 года, изменение границы между Москвой и Московской областью формально произойдёт уже с 1 июля 2012 года. До этого в течение переходного периода должна осуществиться передача полномочий и функций по управлению указанными территориями от области к городу. Такие короткие сроки и большой объём передаваемых функций уже вызвали задержки в работе некоторых государственных служб, например, в случае с оформлением сделок с недвижимостью на присоединяемых территориях.
 
На территории Новой Москвы уже было созданы 2 новых административных округа города Москвы, для определения названия которых проводился опрос в Интернете. Одиннадцатый и двенадцатый округа были названы Новомосковский и Троицкий (по имени наукограда Троицк, находящегося там) соответственно. Пока для руководства ими был назначен один префект - Алексей Челышев, занимавший до этого должность префекта Юго-Западного округа, граничащего с присоединяемыми территориями.
 
На совещании у президента в апреле мэр Москвы представил планы застройки и развития присоединяемых территорий. Согласно его выступлению будет выделено три градостроительные зоны: ближний пояс с частичной урбанизацией; средний пояс, в котором будет осуществляться строительство объектов «в природном окружении», и дальний пояс, который станет самым большим по площади и где предполагается развитие направления туризма и отдыха, сохранение природной среды.
 
На этих территориях будет размещено шесть центров деловой и общественной активности: административно-деловой кластер (будет включать правительственный квартал); финансово-деловой центр; кластеры исследований и инноваций; университетский кластер; медицинский кластер; рекреационно-туристический кластер. По итогам президентского совещания были определены органы государственной власти, которые переедут на территорию Новой Москвы. Это Совет Федерации и Государственная дума, министерства и ведомства, Администрация Президента и Аппарат Правительства, Генеральная прокуратура и Следственный комитет, Счётная палата, Высший Арбитражный Суд и Верховный суд РФ, Московский городской суд и Арбитражный Суд Московского округа. Предложения по переезду должны быть представлены в июле этого года. Судя по имеющейся информации, президент останется в Кремле, что может затруднить реализацию одной из задач переезда чиновников - разгрузить московские дороги, учитывая, что им придётся ездить в Кремль, только теперь на значительно большее расстояние и из одного района. Предполагается, что правительственный квартал будет размещаться в районе посёлка Коммунарка в 4-х километрах от Московской кольцевой автодороги (примерная граница старой Москвы), но официального решения не принято. Инновационные кластеры расположатся в Сколково, в котором строится одноимённый инновационный центр, и Троицке, где появится научно-образовательный центр на базе Московского физико-технического института. Университетские и образовательные кластеры будут создаваться за счёт строительства кампусов нескольких московских университетов, которые сейчас разбросаны по различным объектам. Медицинский кластер будет включать клиники и реабилитационные центры. Рекреационно-туристический кластер расположится в лесных массивах, занимающих около трети новых территорий. Здесь находится более 10-ти особо охраняемых природных зон, которые планируется развивать как крупные национальные парки, центры изучения и охраны живой природы, отдыха, туризма и рекреации.
 
При обсуждении проекта расширения Москвы высказывалось мнение, что наибольшую выгоду от этого могут получить строительные компании, которые практически исчерпали пространственный ресурс на территории города и с удовольствием занялись бы застройкой новых территорий. А включение этих земель в Москву позволило бы существенно поднять цены. Жилищное строительство там велось и до начала процесса присоединения, но практически сразу же после объявления новых границ цены выросли, а количество объектов продолжает увеличиваться (на данный момент это около 30 миллионов квадратных метров). Пока ещё квартиры в Новой Москве стоят в среднем меньше, чем в других районах, но цены на них устойчиво растут. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, если новые территории превратятся в «очередной полигон для жилья», то это будет «скучно, неинтересно и не принесет качества». Мэр Москвы заявил, что на новых землях следует переходить на строительство комфортного малоэтажного жилья, а также создавать рядом рабочие места, чтобы не превращать эту территорию в очередной спальный район. При этом Сергей Собянин посетовал, что воплотить задуманное окажется непросто, так как там уже ведётся массированное жилищное строительство. Президент Медведев в апреле предложил полностью запретить на присоединённых территориях строительство жилья по старым технологиям.
 
Такие амбициозные и масштабные проекты, конечно, будут предъявлять повышенные требования к транспортной системе. Имеющиеся планы её развития в Новой Москве пока представляются недостаточными. Должна быть значительно расширена сеть дорог, соединяющих составные части новых территорий и ведущих в близлежащие районы Москвы и Подмосковья, а не только в исторический центр города. В соответствии с принятой в апреле программой развития Московского метрополитена до 2020 года строительство метро на этих территориях начнётся лишь после 2015 года и соединит только планируемый правительственный кластер с основной системой метро. Транспортная система будет развиваться преимущественно за счёт линий скоростного трамвая, который станет новым транспортным средством для Москвы. За счёт создания системы транспортно-пересадочных узлов и введения единых систем оплаты проезда также планируется интегрировать различные виды общественного транспорта на территории Московского транспортного узла.
 
Из-за поспешного принятия решений о расширении Москвы в 2011 году сейчас реализация всего проекта проходит одновременно с разработкой планов развития территорий. Концепция развития Московской агломерации, к созданию которой на конкурсной основе были привлечены ведущие архитектурные бюро мира, должна быть закончена в начале 2013 г. (ранее предполагалось это сделать в сентябре 2012 г.), но работать над ней приходится в условиях, когда место создания правительственного квартала окончательно не определено. Параллельно разрабатывается Стратегия развития Москвы до 2025 года, содержащая планы социально-экономического развития. Важно, чтобы различные документы стратегического планирования, в том числе по развитию инфраструктуры и отдельных отраслей экономики, создавались и утверждались при тесной координации авторов. Лишь в этом случае реализация такого мегапроекта может принести пользу и не только повысить качество жизни в Москве и Московской области, но и поспособствовать подъёму экономической активности в целом ряде российских регионов.


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA