БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Безопасный путь...
В условиях современных экономических проблем как никогда особенно отчетливо понимаешь неоднозначность слова «безопасность». С одной стороны, актуальной задачей в горном деле по-прежнему остается обеспечение безаварийного производства. С другой — на первый план также выходит понятие экономической безопасности — с расчетом на продолжение развития эффективного производства, которое в условиях мирового кризиса поможет сохранить рабочие места, стабильную зарплату и социальную поддержку работников.

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в этом ряду не исключение. Чтобы избежать неприятных последствий кризиса, самая крупная в России компания по открытой добыче угля в числе прочих участников отраслевого рынка разрабатывает свою стратегию, выбирая наиболее «безопасные пути».

Эра обогащения

Прежде всего, это экспортная стратегия. Начиная с 2012 года, компания постепенно увеличивает объемы экспорта угля. Доля поставок на внешний рынок в общем объеме отгрузки за последние три года выросла уже почти на 20%: 2011 — 48%, 2012 — 55%, 2013 — 59%, 2014 — 67%.

Стратегия роста экспорта диктует и новые требования к качеству продукции. С этой целью «Кузбассразрезуголь» наращивает обогатительные мощности. Если сегодня в составе компании работают 5 обогатительных фабрик и 10 установок сезонного типа (они перерабатывают и обогащают 82,7% добываемого угля), то к 2018 году «Кузбассразрезуголь» планирует ввести в строй 4 новые фабрики, чтобы перерабатывать и обогащать весь пригодный для этого уголь — более 90% от общего объема добычи.

Программа уже в действии. В январе 2015 года планируется завершить главный инвестиционный проект-2014 — строительство ОФ «Калтанская-Энергетическая». Уже ведутся проектные работы и по новой фабрике на Талдинском разрезе — она станет главной стройкой компании в 2015 году. Строительство еще двух фабрик — на Бачатском и на Краснобродском разрезах — намечено на 2016-2017 годы. Одновременно компания укрепляет действующие сегодня перерабатывающие мощности: в филиалах вводятся в строй современные дробильные установки, модернизируются фабрики.

Безопасность в совершенстве

Инвестиции в техническое перевооружение — еще один путь, которого придерживается компания на протяжении уже многих лет для сохранения эффективного и безопасного производства. В 2014 году объем финансовых средств на эти цели составил более 5 млрд рублей.

Один из инвестпроектов — усовершенствование процесса погрузки угля в вагоны на Талдинском разрезе. Сюда был приобретен современный железнодорожный кран КЖ-562, способный выполнять широкий спектр задач по погрузке-выгрузке крупногабаритных грузов и дозировке угля. «Главное преимущество новой техники — ее мобильность, — поясняет главный инженер управления по переработке угля и ЦПТ филиала «Талдинский угольный разрез» Олег Грабовский. — И что особенно важно — с помощью этого оборудования дозировка угля в вагоны проходит в разы быстрее».

Кроме того, машина удобна в управлении: вместо громоздких и тяжелых рычагов — легкие эргономичные джойстики. Для обеспечения безопасной работы имеются датчики поворота крана и ограничитель нагрузки. При помощи современных электронных систем вся информация о весе груза и высоте подъема стрелы выводится на экран бортового компьютера.

Погрузка угля в вагоны теперь проходит быстрее благодаря еще и новой контактной сети пункта конвейерной погрузки на 10-м пути станции «Талдинская». На смену тепловозу, который раньше перемещал вагоны в ходе погрузки, пришел дистанционно управляемый современный толкатель. В итоге весь процесс осуществляет и контролирует один человек — оператор, что исключает дополнительные производственные риски.

А на Краснобродском разрезе приступил к работе модернизированный тепловоз ТЭМ-2, который по своим характеристикам является аналогом зарубежной техники. Такой тепловоз пока первый в России. Автор проекта — фирма Woodward Mega LTD (Венгрия), а непосредственно модернизацию выполнил Шадринский автоагрегатный завод (УГМК-Холдинг). После «череды превращений» ТЭМ-2 преобразился не только внешне: были заменены 80 % его агрегатов. «Этот тепловоз 1983 года выпуска, за 30 лет он полностью выработал свой моторесурс, — объясняет начальник управления железнодорожного транспорта УК «Кузбассразрезуголь» Василий Альбощий. — После проведения модернизации специализированная организация выполнила экспертизу тепловоза, в результате чего был продлен срок его эксплуатации».

Новый ТЭМ-2 стал легче и проще в управлении. Вместо поршневого компрессора на тепловозе установлен роторный, который работает тише и с большей производительностью. Дизель-генератор импортного производства меньше по размерам и смонтирован на виброподушках, что исключает вибрацию и обеспечивает более экономичный расход топлива. Кабина машиниста оснащена сенсорными дисплеями, на которых отображаются параметры работы всех узлов локомотива, имеются также кондиционер, холодильник и микроволновая печь. Все это обеспечивает более комфортные и безопасные условия для эксплуатации тепловоза.

Экологический расчет

В 2014 году УК «Кузбассразрезуголь» завершила один из важных экологических проектов, реализуемых в рамках программы рекультивации земель, нарушенных горными работами. Компания восстановила и вернула в число земель общего пользования территорию бывшего гидроотвала филиала «Моховский угольный разрез». В итоге удалось уменьшить ежегодные расходы на аренду земель на 40 млн рублей, но главное — на месте бывшего производственного объекта появилось заповедное место — пруд, получивший название Сартакинский.

Гидроотвал площадью 731,6 га (в т.ч. 342 га — водоем) был сдан в эксплуатацию в 1971 году, в 1998-м работы здесь прекратились. Рекультивацией этих земель занимались последние четыре с лишним года: демонтировали оборудование, посадили деревья и кустарники, очистили бывшее русло реки Черновой Уроп, в долине которой находился гидроотвал. Сыграли свою роль и естественные природные процессы: на месте пруда-отстойника возник водоем, в котором развелась рыба, появились бобры, а прилегающую территорию заселили зайцы и другая лесная живность. Это место облюбовали для отдыха местные жители.

«По законодательству земли, нарушенные горными работами, необходимо рекультивировать и привести в состояние, пригодное для использования, — поясняет начальник управления экологии УК «Кузбассразрезуголь» Татьяна Степченко. — Но, чтобы вернуть землям бывшего гидроотвала их прежний вид — а до 1971 года здесь был большой лог, — пришлось бы спустить воду, что привело бы к исчезновению пруда и всей экосистемы». Устойчивость экосистемы водоема подтвердили и ученые Лаборатории водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН. Проведенное ими исследование показало, что ликвидировать водохранилище без негативных экологических последствий не получится, поэтому Сартакинский пруд решили сохранить.

Собственно, все проекты, которые сегодня реализует компания, выполняются с расчетом на максимальное сохранение экологии. Даже если это совсем небольшие проекты. Например, на Талдинском разрезе в 2014 году запустили первую автомойку замкнутого цикла для нетехнологического транспорта. Использование такого современного оборудования позволяет экономить водные ресурсы и предотвращать загрязнение окружающей среды.

Вопросы экологии и охраны окружающей среды в УК «Кузбассразрезуголь» находятся в числе приоритетных: на протяжении многих лет в компании действует программа рекультивации нарушенных земель, строятся современные очистные сооружения, проходят массовые посадки деревьев на территориях предприятий и за их пределами.

Экспертная оценка — положительная

Состояние промышленной безопасности и охраны труда на опасном производстве — всегда тема номер один при оценке деятельности того или иного предприятия. Как соблюдаются требования промбезопасности в УК «Кузбассразрезуголь», дали ответ эксперты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которые инспектировали предприятия компании в конце 2014 года.

Инспекторы Ростехнадзора вместе со специалистами компании осмотрели горные выработки, технику, здания и сооружения, прилегающие к ним территории, изучили соответствующие документы и т.д. Итог: конечно, об идеальном состоянии дел говорить не приходится, — нарушения были выявлены, но все они были устранены еще в процессе проверки. Комиссия сделала следующее официальное заключение: «Производственный контроль и функционирование системы управления промышленной безопасностью в ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляются, в то же время имеются резервы для их эффективного обеспечения».

«Главный результат проводимых в компании мероприятий по промышленной безопасности — отсутствие аварий и положительная динамика производственного травматизма за последние 10 лет. При среднем росте объёмов добычи на 6% количество производственных травм снизилось на 18,2%, — заключает технический директор компании Станислав Матва. — Многое в компании делается, но ещё многое предстоит сделать».


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA