БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Совершенствование систем управления промышленной безопасностью — залог безаварийной работы предприятий
По сравнению с 2013 годом на поднадзорных объектах на 16% сократилось количество несчастных случаев, на 19% — количество несчастных случаев со смертельным исходом. Снижено на 50% количество смертельных несчастных случаев, допущенных в результате аварий.

Если говорить более подробно о результатах, достигнутых в угольной отрасли Кузбасса, в частности на шахтах, то ситуация здесь выглядит следующим образом. На угольных предприятиях, которые являются наиболее аварийно- и травмоопасными производственными объектами, общий травматизм по сравнению с показателями 2013 г. снижен на 24%, а смертельный — на 37%, в том числе при подземных горных работах — соответственно на 25% и 44%.
 
На 22% уменьшено число допущенных аварий. Количество смертельно травмированных в авариях снижено на 83%.
 
С 2011 г. наблюдается положительная динамика снижения общего и смертельного травматизма. Мы прекрасно понимаем, что достигнутые положительные результаты — это не только заслуга Управления. Это итог принятых президентом и Правительством РФ мер, а также плодотворной совместной работы Ростехнадзора, администрации Кемеровской области и собственников угольных предприятий.

Поворотным моментом в решении вопросов соблюдения промышленной безопасности на угольных предприятиях во многом стала авария на шахте «Распадская», которая произошла в мае 2010 года. Задачи кардинального повышения безопасности на шахтах оказались под пристальным вниманием руководителей государства и общественности.

Под руководством президента и Председателя Правительства РФ был проведен ряд совещаний по проблемам угольной отрасли и приняты меры, направленные на создание безопасных условий труда и соблюдение законодательства при ведении горных работ, связанных с пользованием недрами. Внесенные в законодательство РФ изменения повысили роль Ростехнадзора и его территориальных управлений. Значительно возросла административная ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение требований промышленной безопасности.
 
В июне 2014 г. руководителем Ростехнадзора А.В. Алешиным и губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым было заключено третье по счету Соглашение о взаимодействии в области повышения уровня промышленной безопасности.
 
Предметом Соглашения является взаимодействие при принятии решений организационного, правового, материально-технического и финансового обеспечения совместных мероприятий, направленных на комплексное и стабильное развитие всех отраслей экономики региона, при осуществлении эффективного государственного надзора за обеспечением безаварийной работы, соблюдением требований безопасности труда и безопасности граждан.
 
Другим важнейшим условиемсохранения имеющейся положительной тенденции снижения аварийности и травматизма является выполнение мер, закладываемых в Соглашение между администрацией Кемеровской области и собственниками угольных предприятий. В рамках реализации указанных мероприятий в безопасность труда угольных предприятий в 2014 г. было вложено более 4 млрд рублей.

Ростехнадзором, институтами безопасности, руководством угольных компаний, ВГСЧ России и Кузбасса за последние четыре года разработано 28 новых нормативных актов по безопасности с учётом требований сегодняшнего дня, в том числе новые правила безопасности в угольных шахтах.
 
Новые нормативные документы детализировали такие вопросы, как:
  • изменение схем вскрытия и подготовки шахтных полей, с обязательным оставлением профилактических целиков при выемке угля;— применение на газовых шахтах различных схем и способов дегазации;
  • расстановка датчиков аэрогазового и пылевого контроля различного назначения;
  • обязательная разработка мероприятий по усилению контроля за ранними признаками самонагревания угля и проведение работ по предупреждению их возникновения в отработанном пространстве;
  • изменение схем проветривания выемочных участков, обеспечивающих более высокую пожаробезопасность при отработке пластов, склонных к самовозгоранию и исключению комбинированных схем проветривания с отводом через выработанное пространство.
Выполнение этих требований позволило:
  • обеспечить снижение рисков возникновения травм и аварий;
  • исключить работу предприятий или производственных участков при наличии условий, угрожающих жизни и здоровью трудящихся.

Сейчас уже можно сделать вывод о том, что если бы эти документы имелись в 2010 году, то аварий, подобных «Распадской», можно было бы избежать.

С целью предотвращения аварийных ситуаций горным надзором Сибирского управления были приняты следующие меры:
  • повышена интенсивность и качество работы горнотехнического инспектора; введено обследование горных работ в ночное время без уведомления руководства предприятия;
  • при выявлении условий, угрожающих жизни и здоровью трудящихся, категорически запрещается работа предприятия или производственного участка; применяется административное наказание за деятельность с нарушениями требований безопасности.

В 2014 г. при осуществлении горного надзора проведено более 7,5 тыс. обследований, выявлено более 57 тыс. нарушений, по результатам которых вынесено более 7 тыс. штрафов, осуществлено более 600 административных приостановок и 3 дисквалификации.

В своей работе специалисты горного надзора особое внимание уделяют исключению критических рисков возникновения аварий, связанных с взрывами метана и угольной пыли.
 
В результате этой деятельности количество выявляемых нарушений пылегазового режима за последние пять лет сократилось на 85%, а число случаев аварийного загазирования горных выработок снизилось на 60%.
 
В 2014 г. специалисты горногонадзора 191 раз останавливали горные работы по причине превышения предельно допустимых норм метана и угольной пыли. Тем самым была предотвращена прямая угроза возникновения аварий и гибели людей.На рабочих местах на остановленных объектах в это время находилось более 2 тысяч человек.

Остановка работы предприятия или наложение штрафов — не является целью деятельности Сибирского управления и инспекторов. Задача состоит в том, чтобы повысить уровень промышленной безопасности и организации работ на предприятии, показать собственнику фактическое состояние дел в его компании.

Решение об административной приостановке работы объекта принимается только в том случае, когда имеется прямая угроза жизни и здоровью трудящихся. Об объективности принимаемых решений свидетельствует следующий факт. В суд поступило 1021 обращение на административную приостановку работы объектов, и только в четырех случаях судом было отказано в вынесении административного наказания.
 
Реально оценивая обстановку, собственники угольных компаний делают выводы о том, что сейчас выгоднее вкладывать средства в безопасность, чем устранять последствия аварий и терять прибыль в результате административных приостановок.

Принятые меры дали положительные результаты.

За период с 2010 по 2014 гг. в угольной отрасли Кузбасса при ежегодном росте объемов добычи угля общий травматизм снизился на 72% (с 807 до 222 случаев). При этом количество смертельных травм, допущенных за последние 5 лет, сократилось и составляет в среднем 20 смертельных несчастных случаев в год. Таким образом, в 2011-2014 гг. было допущено самое низкое число смертельных несчастных случаев за всю историю угледобычи в Кузбассе.

По сравнению с 2009 годом, когда имелись наименьшие показатели по травматизму, общий травматизм снизился на 64%, а смертельный — на 40%.
 
В 2014 г. допущено наименьшее количество несчастных случаев при подземных горных работах — 15 смертельных несчастных случаев.
 
Еще совсем недавно имелась тяжелая статистика: на один миллион добытого угля погибал 1 шахтер. В настоящее время на 11 миллионов добытого угля приходится 1 погибший. Сегодня уровень травматизма на шахтах Кузбасса соответствует уровню травматизма передовых угледобывающих стран.
 
В результате совместной работы Ростехнадзора, администрации Кемеровской области, собственников и руководителей предприятий за последние три года угледобывающие предприятия приведены в соответствие требованиям промышленной безопасности и нормативных документов, а именно:
  1. горные работы угледобывающих предприятий приведены в соответствие проектным решениям, которые выполнены на современном уровне и прошли экспертизу в установленном порядке;
  2. проведена модернизация оборудования угольных шахт;
  3. все шахты обеспечены расчетным количеством воздуха;
  4. закончено оснащение действующих шахт многофункциональными средствами контроля за содержанием метана и углекислого газа, а также приборами контроля пылеобразования и запыленности горных выработок;
  5. проводится обязательная дегазация пластов угля, где это предусмотрено проектом;
  6. большинство шахт оборудовано современными системами наблюдения и оповещения людей об аварии и средствами поиска людей, застигнутых аварией;
  7. проведена работа по замене травмоопасных концевых канатных откаток на дизелевозный транспорт.

В настоящее время на шахтах практически отсутствуют технические и технологические причины, которые могли бы привести к крупным авариям.

Достигнутыми результатами Сибирское управление Ростехнадзора не ограничивается. Сотрудники Управления понимают, что, во-первых, надо закрепить положительные результаты, а во-вторых, добиться устойчивой тенденции дальнейшего снижения рисков возникновения травм и аварий. Кроме того, мы считаем, что даже при полученных результатах состояние промышленной безопасности на угольных шахтах Кузбасса еще далеко от приемлемого.
 
Анализ аварий и несчастных случаев показывает, что основными их причинами являются организационно-технические. Эти причины связаны с принятием неправильных управленческих, организационных и технических решений на уровне компаний и их структурных подразделений, а также с несоблюдением норм и правил ИТР и исполнителями работ.
 
Ввиду сказанного, на ближайшую перспективу перед Сибирским управлением Ростехнадзора стоит задача организовать и обеспечить действенный контроль за исполнением совершенствования систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты первого и второго класса опасности. Добиться, чтобы системы управления действовали эффективно, а не существовали формально — только на бумаге.


<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA