БИЗНЕС, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ, ИННОВАЦИИ              
 
СОДЕРЖАНИЕ:


Поиск:


Игорь Суходубов: «Чтобы замещать импорт, надо что-­то качественно производить самим»
Генеральный директор ООО «ШСМ-Сервис» Игорь Суходубов убежден, что к 2020 году при условии совместных решительных действий власти и бизнеса можно рассчитывать на снижение зависимости от зарубежных поставок по разным отраслям промышленности с 70-90 % до 50-60 %, и даже больше.
 
— Игорь Сергеевич, с 2009 г. ваша компания выполняет ремонт импортных взрывозащищённых электродвигателей шахтного оборудования для угольных предприятий. Почему ещё три года назад у вас возникла идея производства электродвигателей в собственных цехах?
 
— После тщательно проведенного ремонта жизнь оборудования значительно продлевается, текущие расходы предприятия сокращаются, при этом заказчикам не надо заботиться о транспортировке, диагностике и поиске запасных частей. Вот уже на протяжении шести лет мы обеспечиваем бесперебойную работу шахт, предоставляя комплекс услуг по сервисному ремонту. Но поскольку любое оборудование имеет срок службы, то даже самый качественный ремонт не сделает его вечным. Занимаясь ремонтом, мы постоянно задавали себе вопросы: сколько же можно латать дыры? Сколько можно угольным компаниям заказывать электродвигатели за рубежом, тем более что транспортные расходы — значительная составляющая в их цене? Не пора ли нам самим изготавливать электродвигатели? Ведь наши знания, опыт, техническая оснащенность, разработанная программа развития — прекрасные условия для организации собственного производства. Экономические подсчеты показали, что наши электродвигатели будут дешевле импортных аналогов, а по качеству им сопоставимые. Сегодня у нас есть новость для партнеров. В настоящий момент разрабатываются опытные образцы, и уже в ближайшее время мы сможем предложить российскому рынку электродвигатели собственного производства.
 
— Вы хотите сказать, что вас совсем не коснулись проблемы организации собственного производства? И это в то время, как все бизнес-сообщество говорит о том, что необходима активная государственная промышленная политика, нацеленная на поддержку науки и отечественных производителей, иначе импортозамещение невозможно…
 
— Проблем более чем достаточно. Впрочем, как и у всех, кто предпринимает попытки совершенствоваться. Какое предприятие сможет вытащить из прибыли (а ее сегодня нет) или оборотных средств свободные ресурсы на строительство нового завода или пусть даже на модернизацию цеха и закупку нового оборудования? Экономическая составляющая — наиважнейший фактор для решения задач. У нас, например, есть производственные площади для серийного производства, но нужны инвестиции.
 
Причем, хочу отметить, что, когда мы создавали свою компанию, к нам пришли работать специалисты высокого класса. Сегодня нашу команду усилили ученые. Так что с кадрами в «ШСМ-Сервис» дела обстоят наилучшим образом.
 
— Зато, как известно, российская экономика подошла к 2014 г. с грузом нерешенных проблем. В каких сферах промышленности РФ вопрос об импортозамещении необходимо решить в первую очередь?
 
— Давайте для начала вспомним историю. Во времена индустриализации СССР в 30-х гг. XX века машиностроение было наиболее динамичной отраслью. Большое развитие получили производство реактивных самолетов, электротехническая промышленность, радиоэлектроника и т. п. Ведущая отрасль машиностроения — станкостроение — развивалась практически во всех крупных экономических центрах. Таким образом, был налажен выпуск почти всей номенклатуры промышленной продукции, а уровень ВВП повышался на 20-30% в год. Доля отечественной продукции в экономике СССР доходила до 95%.
 
В 90-е многие отрасли промышленности были практически разрушены, в том числе станкостроение. Зато установка на потребление позволила насытить российский рынок импортными товарами. В стране практически перестали выпускать широкую номенклатуру оборудования. В 2000-е годы отечественные производители попытались возродить свои производства, но отсутствие льготных кредитов, в целом государственной политики замедляло восстановление.
 
Теперь приведу данные исследования Министерства промышленности и торговли 2014 года. Самыми перспективными с точки зрения импортозамещения в стране являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам превышает 90 %), тяжелое машиностроение (60-80 %), легкая промышленность (70-90 %), электронная промышленность (80-90 %), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80 %), машиностроение для пищевой промышленности (60-80 %). Как такое могущественное государство дошло до таких показателей? Виноватых искать уже поздно. Ясно одно. Роль и место машиностроительной отрасли в социально-экономическом развитии страны первостепенна. Возрождение производств надо начинать именно с выпуска машиностроительной продукции. Чтобы замещать импорт, надо что-то качественно производить самим.
 
— Но это ведь не значит, что в России все это время никто не производил продукцию, достойную конкурировать с импортными аналогами и даже полностью заменить их?
 
— Не спорю. У нас есть компании, результатами работы которых страна может гордиться. Возьмем, например, угольную отрасль. Используя собственные мощности, кузбасские угольные компании уже несколько лет реализуют программу импортозамещения. Однако таких компаний единицы, а их должно стать в разы больше. За последние 10 лет объём добычи угля в России вырос примерно на четверть и сейчас превышает отметку в 357 млн тонн в год. За счет внедрения новых технологий фактически в 4 раза выросла производительность труда шахтеров. При этом 80% всего горно-шахтного оборудования завозится вКузбасс из-за рубежа. Получается, с одной стороны, угольные компании ежегодно увеличивали добычу, налоговые отчисления, а с другой — росла их зависимость от международной политической ситуации, развитие же машиностроительной отрасли, по сути, сводилось к нулю.
 
— Выходит, мы подошли к точке невозврата?

— А это как все мы решим. Предлагаю назвать сложившуюся ситуацию точкой отсчёта и временем перемен, что обязательно вернет страну к былой мощи. И речь идёт не о том, чтобы отдельно взятый «импортный винтик» заменить «российским болтиком». Необходима разработка полноценной философии импортозамещения. Сегодня на угледобывающих предприятиях области в наличии более 530 единиц горно-шахтного оборудования: механизированные крепи, проходческие и очистные комбайны, забойные конвейеры. Часть имеющегося оборудования — российского производства, в том числе кузбасского. Это значит, что наши машиностроители способны и готовы уже сейчас изготавливать аналоги многих зарубежных комплектующих. При этом мы, машиностроители, отдаем себе отчет в том, что нельзя пытаться заменить всё и сразу. Нельзя замещать импорт товарами или услугами, которые по качеству хуже. Но необходимо помогать компаниям-лидерам, которые конкурентоспособны и предлагают качественную продукцию по разумным ценам. В выигрыше окажутся предприятия, реализующие полный цикл интеллектуальных и научно-технологических компетенций. Такие компании подтянут за собой и остальных. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли, а также за счет создания новых производств.
 
— На государственном уровне в течение долгого времени импортозамещение лишь обсуждалось… Сегодня стало понятно, что принятие решений уже должно быть оперативным. О каких, например, мероприятиях по импортозамещению в России и в Кузбассе в частности известно вам?
 
— В декабре 2014 г. Госдума РФ в третьем чтении одобрила разработанный Минпромторгом РФ Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Принятие этого документа отражает тенденции по системной поддержке отечественного производителя со стороны государства. Что касается Кузбасса, то в феврале на площадке Юргинского машиностроительного завода прошло расширенное совещание по импортозамещению в угольном машиностроении региона. По итогам совещания решено создать межведомственную рабочую группу для разработки сводного заказа на производство горнодобывающего оборудования заводами Кузбасса. Рабочая группа должна оказать содействие предприятиям машиностроительного комплекса в получении господдержки из федерального бюджета на реализацию проектов по освоению и выпуску импортозамещающих видов продукции.

В марте в Институте угля СО РАН в Кемерове прошло заседание межведомственной рабочей группы. Между угледобывающими предприятиями и машиностроителями Кузбасса, представителями органов власти, науки, образования, горного надзора, областного Совета народных депутатов, банковской системы состоялся деловой и откровенный разговор, обозначивший перспективы развития сотрудничества на принципах государственно-частного партнёрства.
 
Тринадцатого мая по инициативе департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области в Институте угля СО РАН прошла встреча рабочей группы с компаниями, готовыми приступить к выпуску электротехнического оборудования для нужд горнодобывающих предприятий Кузбасса. Компания «ШСМ-Сервис» присутствовала в числе приглашенных на этом мероприятии. Таким образом, нам была предоставлена возможность рассказать угольным предприятиям о своих намерениях. Сегодня мы ищем компании, готовые вступить с нами в кооперацию по производству электродвигателей, а также компании, готовые применить наши электродвигатели в качестве опытных образцов.
 
В целом, на мероприятии мы еще раз убедились в том, что замена иностранных поставок в угольной и других отраслях может произойти при наличии соответствующей экономической среды: новые механизмы наращивания инвестиций, доступность ресурсов, внедрение инноваций, снижение административных барьеров, налоговые каникулы, льготное кредитование, обеспечение защищенности активов. Разумеется, недопустимо пренебрежительное отношение к научно-техническим кадрам страны. Многое из названного не ново и уже частично работает. Но надо понимать, что для полного преодоления технологической зависимости для нас жизненно необходима последовательная политика импортозамещения. И на первый план должен выйти человеческий потенциал. Ещё раз повторю: в Кузбассе много точек роста, достаточно талантливых людей, нацеленных на возрождение отечественной промышленности. Единственное, что сегодня требуется, — это открытие профильных центров по подготовке востребованных в машиностроительной отрасли специалистов. И самое главное, люди должны быть уверены, что результатом их труда будет улучшение благосостояния их семей.
 
— Но вернемся к компании «ШСМ-Сервис». Какой она будет через 5 лет? Есть ли у вас какие-либо опасения по поводу перспектив развития компании?
 
— Отвечу словами Чингисхана: «Боишься — не делай, делаешь — не бойся, а сделал — не сожалей». Некоторые источники утверждают, что последняя часть этого высказывания звучит так: «…не сделаешь — погибнешь!».
 
Мы из тех, кто делает. Компания «ШСМ-Сервис» очень быстро завоевала доверие у угольных предприятий. Убеждён, что это результат нашей большой ответственности за качество, порядочности и профессионализма. За шесть лет мы прошли сложный путь становления и развития нашего бизнеса. Существенно изменились и расширились его границы, у нас сформировался большой круг постоянных партнеров, что предопределило стабильность компании. Разумеется, мы нацелены на успешное развитие, поэтому никаких опасений по этому поводу нет. Есть только временные финансовые трудности, которые вполне преодолимы. К 2020 г. ООО «ШСМ-Сервис» станет еще более стабильным машиностроительным предприятием с широкой линейкой собственной продукции для российских угольных компаний. Для нас успешное импортозамещение — это справедливый результат конкурентной борьбы, когда отечественный производитель доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик.

Произведено в Кузбассе

ООО «Терёхинский завод напитков» создано в 2012 году. Сегодня предприятие старается удовлетворить самые разнообразные вкусы жителей Кемеровской области. Безалкогольные напитки, произведенные на заводе, отличаются прекрасными вкусовыми качествами, так как приготовлены на натуральном сахарном сиропе. В настоящее время в розничную торговлю поступает 11 видов классических сладких газированных напитков с приятным вкусом, знакомым с детства: «Буратино», «Кремсода», «Тархун», «Лимонад»,«Ситро», «Мохито» и т. д.
 
Помимо сладких напитков, Терёхинский завод занимается выпуском чистой питьевой артезианской воды «Чистогорский источник». Вода добывается из собственной скважины глубиной 122 м, находящейся в экологически чистом районе. Терехинский завод — единственный на кузбасском рынке производитель чистой питьевой воды «Этель» со вкусом спелых ягод и фруктов.
 
В 2013 г. предприятие освоило производство кваса живого брожения «Терёхинский традиционный». А с 2014 г. начало выпускать пиво. На заводе установлено современное чешское оборудование, которое позволяет производить настоящее «Чешское» светлое пиво высокого качества. Кроме того, предприятие выпускает фирменное «Терёхинское» и «Баварское» светлое пиво.
 
Качество продукции подтвержденомногочисленными наградами международных выставок-ярмарок: «Продэкспо» (г. Москва), «Пивная ярмарка Сибири» (г. Новосибирск), «Кузбасская ярмарка» (г. Новокузнецк), «Экспо-Сибирь» (г. Кемерово).



<< назад
 
г. Москва, Дмитровское ш., 13, корп.1, сот.: +7-923-607-0222
г. Симферополь, ул. Киевская, 133, оф. 147, сот.: +7-978-553-2300
г. Кемерово, ул. Гвардейская, 67, оф. 307, сот.: +7-923-626-5888
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-67868 от 06.12.2016 г.
12 ЛЕТ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ РОССИИ!
© 2008–2024. «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА». Все права защищены.
Разработка и поддержка by AXIOMA